Размышления о развитии сексуальности

ЛЕНА КЛОКАРС

Мы говорим о сексуальности как о чем-то обыденном, а на самом деле мы все еще не пришли к соглашению о том, что же такое сексуальность. Что мы на самом деле подразумеваем под сексуальностью. Когда она начинается, где она начинается. Мы не знаем, как по существу сексуальность связана с телесностью или гормональной активностью и развитием личности. Понятия генитальность, сексуальность, биологический пол, сексуальная идентичность, гендерная идентичность и идентичность выбора сексуального объекта еще больше запутывают наши мысли о том, что мы на самом деле подразумеваем под сексуальностью.

Тем не менее, мы полагаем, что сексуальность это что-то, что развивается в ходе другого развития с самого детства, что это одновременно что-то очень телесное и психическое, что сексуальность имеет решающее значение для жизни человека и влияет на всю нашу деятельность. Сексуальность является важной частью личности человека и формирует значительную часть его объектных отношений. Сексуальность является неотъемлемой частью мира фантазий человека и его подсознания, а большая часть нашего мира фантазий и нашего подсознания является сексуальной.

 

ВЛИЯНИЕ ЗАБОТЫ О МЛАДЕНЦЕ НА СЕКСУАЛЬНОСТЬ

 

Наряду с заботой о физических нуждах младенца уход за ним имеет своей целью пробуждение в младенце желания жить и увлечь младенца от аутоэротизма к алло-эротизму. Цель заботы — показать младенцу, что взаимное удовольствие есть нечто более желанное и удовлетво​ряющее, чем отказ от этой взаимности. Заботясь о своем младенце достаточно хорошо, родители придают смысл и ценность нуждам и желаниям младенца, его телу и частям этого тела, сексу​альности младенца.

В течение первых шести месяцев жизни младенца уход за ребенком фокусируется на внимании к его потребностям, на кормлении грудью, близости, купании и замене пеленок. Центральное положение при этом рта, ануса и гениталий ясно определяет переживание удовольствия в тех местах тела, которые мы позже используем в нашей сексуальной жизни. В своей интимности, чувственности и эротизме забота о младенце создает репрезентацию хорошего заботливого телесного удовольствия. Взгляд и руки матери, и отца, конечно же, сообщают человеку, что значит любить и быть любимым. Другим словами, родители приглашают младенца к объектной любви и, ухаживая за младенцем, они говорят ему, что он занимает центральное место в их жизни и что у матери нет других потребностей

Матери и отцы по-разному заботятся о своем ребенке. Ранние воспоминания человека сохраняются в его имплицитной памя​ти, то есть в сенсорной форме, и проявляются на протяжении всей жизни человека в различных способах отношений, которые строятся с дру​гими людьми. Цепочка поколений проявляется в заботе о младенце, в том, как матери и отцы нянчат своих младенцев, и разные способы, которые они используют для того, чтобы увлечь своего младенца в диадные любовные отношения. Другими словами, у ребенка будут разные диадные отношения с матерью и с отцом.

То, как родители заботятся о своем младенце и инвестируют его сексуальные области, находится под влиянием собственных репрезентаций родителей, их образов памяти и имплицитных воспомина​ний о том, как их вскармливали, а также сознательных и прежде всего бессознательных представлений родителей о сексуальности. Представления родителей о сексе и сексуальности вли​яют на то, как они вскармливают своего младенца, на их отношение к телесности младенца, к телесным функциями и удовольствиям, и к праву на удовольствие, которое он может давать. Корни взаимной сексуальности находятся в этих переживаниях заботы и вскармливания.

Пол ребенка тоже влияет на отношение родителей к младенцу. Одна многодетная мать сравнивала свои впечатления после рождения сына и дочери следующим образом: когда ее новорожденного сына положили ей на живот, она немедленно подумала «мой дорогой принц», после рождения дочери ее первой мыслью было «моя девочка, моя копия». Она немедленно почувствовала своего сына как объект любви, а дочь как объект идентификации.

Из наблюдений за младенцами известно, что младенцы тоже по-разному реагируют на мать и отца, на голос матери и голос отца, на кожу матери и кожу отца. Ожидания младенцев об уходе матерей и отцов разные. Уже на этой стадии младенец любит мать и отца по-разному.

Наша анатомия — это наша судьба. Образ себя и об​раз эго у младенца-мальчика и младенца-девочки создается под влиянием их анатомии. Мы говорим о внутреннем пространстве женщин, которое является результатом того факта, что многие чувственные впечатления ощущаются внутри тела в его пустотах, невидимых и как бы тайных. Девочка вынуждена верить своим ощущениям, собственной внутренней чувственной перцепции без каких-либо видимых точек, зон или органов, связанных с ощущениями. У мальчиков тоже, конечно же, имеются ощущения от их внутреннего пространства, но они могут связать ощущения от своей сексуальной области с видимым и ощутимым выступающим предметом, со своим вилли1, который на очень ранней стадии уже реагирует на собственные действия мальчика. Эти телесные ощущения и чувства также, пред​положительно, влияют на наш психический мир репрезентаций, на то, как развивается наше фантазирование и наша ментализация мастурбации и, так называемой, первичной сцены.

Кестенберг, Столлер, Мак Дугалл, Боллас и другие очень подробно рассматривали эти вопросы, поэтому я сейчас не буду углубляться в это дальше. Что важно, это то, что ранняя забота о мла​денце и репрезентации сексуальности, которые есть у родителей, когда они заботятся о своем младенце, влияют на развитие репрезентаций сексуальности у ребенка и на сексуальность ребенка.

Если мы изучаем развитие младенца с точки зрения стадий психосексуальности, то мы обращаем внимание на то, какая чувственная область является центральной для младенца на данный момент, хотя это, конечно же, не исключает чувствительности других областей. В оральный период ребенок использует движения рта – сосание, облизывание, кусание для выражения различных чувств, таких как удовлетворение, неудовлетворение, удовольствие, раздражение, принимание и отдавание. На этой стадии центральным чувственным органом является рот, и ребенок использует свой рот для того, чтобы изучать все вокруг. Во время анального периода новые, не изведанные прежде, ощущения удовольствия и удовлетворения приходят от активности кишечника и ее контроля, от отношения родителей к этому, демонстрируемого при выражении ими гордости или стыда. Во время инфантильной генитальной фазы центральное место в ощущениях переходит к половым органам, что снова приносит новые, не переживавшиеся ранее, ощущения, удовольствие и удовлетворение.

 

ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

Позже могут повлиять на сексуальное развитие, если отношения ребенка с родителями, в особенности, с матерью являются проблематичными. Например, мать, находящаяся в серьезной депрессии, мешает ребенку отказаться от аутоэротизма и даже может усилить его. Наблюдения за младенцами показали, как дети, оставленные без ухода и заботы, пытались получить сексуализированную стимуляцию от собственного тела.

Это является выражением нужды в чувственной стимуляции, не обязательно при этом сексуальной. Существуют матери, имеющие проблемы в признании телесной реальности, обнаженности и сексуальности собственных детей, они находят ее отвратительной или невыносимой. Матери так же могут чувствовать, что их дети приносят им сексуальное удовлетворение. Такие чувства, конечно же, сообщаются младенцу, окрашивая его имплицитную память и репрезентацию его телесности. Матери, в детстве пережившие инцест, описывают, как им тяжело осуществлять генитальную гигиену младенца, поскольку это оживляет их старые тревоги и разрушительные чувства. Можно задаться вопросом – отчего дочери матерей, переживших инцест, легче склоняются к инцесту? Происходит это вследствие тревоги их матерей или потому что такие травмы имеют трансгенерационную основу? Поздние сексуальные трудности, конечно же, могут так же быть обусловлены чрезмерной фиксацией на психосексуальной стадии развития.

Отцы тоже играют решающую роль в жизни младенца. Хотя младенец чаще больше привязан к кормящей матери, отец является важным структурирующим объектом во внутреннем мире как младенца, так и матери. Отец представляет и создает концепт различия, отличия в жизни младенца, но в позитивном, защищающем смысле. Взаимоотношения, семейный союз, любовь двух отдельных людей создает для младенца мир отношений. Присутствие мужчины влияет на чувственные и эротические переживания и удовольствия, которые мать и младенец получают от своего взаимоотношения. Мать шестимесячного младенца описывала, как ее смущало обнаруженное в себе желание повернуться в кровати к младенцу или к мужу и погладить щеку младенца или мужа.

 

 

ЭДИПАЛЬНОСТЬ

 

Как только ребенок выработает способность проводить различие между собой и другими людьми, а также между различными поколениями и полами, он неизбежно попадает в ситуации, где чувствует себя объектом маленьким и исключенным, предметом в жизни взрослых, а не тем, кто определяет их жизнь. Потребности матери оказываются иными, чем потребности ребенка, оказывается, мать существует не только для ребенка; у матери есть другие люди, с которыми она хочет проводить время; у матери и отца есть какие-то отношения, в которых ребенок никак участвует. В это самое время, по мере того, как развивается способность ребенка понимать, отношение родителей к ребенку тоже изменяется. Они начинают ожидать от него контроля над телесными функциями и большего контроля над жизнью вообще.

Маленький пример из знаменитого фрейдовского Маленького Ганса: после купания мать смазывает Гансу кремом кожу вокруг пениса, стараясь не прикасаться к нему больше, чем это абсолютно необходимо. Ганс: мама, почему ты не дотрагиваешься здесь? Мать: потому что это свинство. Ганс: почему? Мать: потому что это нехорошо. Ганс: но это очень приятно.

Даже если родители всеми силами заботятся о благополучии своего ребенка, они обычно очень ясно показывают ему, что они не ставят себе целью принести удовлетворение ребенку в сексуальной области, и таким образом стыд по поводу эдипальных желаний и ожидания удовлетворения в сексуальной области вначале приходит к ребенку как шок, но позднее постепенно становится знакомым и обычным. Опыт и чувства раннего генитального периода также играют в этом роль. Более того, реакции родителей на любопытство, которое ребенок проявляет к их сексуальной жизни, влияют на чувства и мысли ребенка.

Телесный опыт ребенка также меняется в этом возрасте. По мне​нию таких авторов как Кестенберг и Боллас, ощущения в сексуальной области явно интенсифицируются к третьему году жизни вследствие развития иннервации. Ощущения в сексуальной области собствен​ного тела получают новые психические репрезентации, и в результате мать и отец тоже меняются, чтобы соответствовать новой ситуации. Представление ребенка о матери тоже изменяется, мать и становится сексуальной матерью. Хотя отношение к матери, конечно, было чувственным и эротическим с самого начала, на этой стадии мать как удовлетворяющая мать и мать как автономное сексуальное суще​ство начинают дифференцироваться. Таким образом, сексуальность уничтожает идиллию отношений мать-ребенок и выталкивает ребенка прочь из рая, где мать существовала только для того, чтобы удовлетворять нужды ребенка.

Сексуальные ощущения, которые развились у ребенка, теперь распознаются у матери и у отца как их желания. Желания по​лучают сексуальную окраску, и в то же время становятся отвергаемыми, запретными, чем-то, что может даже являться позором. Сексуальность становится в уме ребенка чем-то постыдным и страшным. Хорошо известно, что любое отвергаемое желание вызывает чувство стыда. Сексуальность становится одновременно желанной, но также постыдной и пугающей. Змей сексуальности сумел вползти в раннюю эмоциональную реципрокность матери и ребенка. Иными словами, сексуальность приводит к измене​ниям. Объект желания матери, отец, становится и причиной этого изменения и козлом отпущения за него. Внешняя мать не меняется, внешние отно​шения с матерью не меняются, но меняется внутренняя репрезентация матери. Отец-мужчина обвиняется за то, что он изгнал мать из диадного рая, и с точки зрения ребенка отец изменяется, он превращается в соблазнителя матери, завоевателя, который демонстрирует свою власть над маленьким эдипальным ребенком. Это приводит к нарциссическому кризису в жизни ребенка: ребенок не был создан и не был желанен как таковой, как индивидуум; он не является творением любви своих родителей, а является продуктом сексуального желания; в конце концов, ребенок не был причиной союза родителей, а был его следствием, и со​всем не является центральной точкой в их вселенной.

Эта суровая правда делает сексуальность опасной и пугающей. Сек​суальность теперь ассоциируется с завоеванием и превосходством. Сек​суальность и насилие соединяются. Несмотря на это, мать должна позволить мальчику идентифицироваться с отцом-завоевателем, а своей дочери влюбиться, через идентификацию с матерью, в объект желания матери, отца-мужчину. Пока сексуальность между ребенком и родителями сочетается с взаимной любовью двух людей, которые заботятся о ребенке, сексуальность не слишком опасна, а превосходство не слишком подавляю​щее, но если сексуальность влечет родителей в разных направлениях в мир какого-то другого взрослого, она связана в уме ребенка с превосходством и насилием, которые представляют для ребенка угрозу.

Сознание маленького ребенка очень сильно сосредоточено на его теле, на ощущениях от сексуальной области, на познании их и сексуальности в целом. Маленькие дети постоянно прикасаются к своему телу и к своей сексу​альной области пальцами; мальчики крутят и вертят свой вилли, девоч​ки ощупывают пальцами свою фанни. В этом возрасте такое поведение может служить в основном способом познания собственного тела как физически, так и психически, способом вызывать телесные ощущения, чтобы определить места напряже​ний и создать удовольствие, а не целям мастурбации.

Интерес к телу просматривается в играх маленьких детей и на уровне ментализации, например, в том, что девочки с радостью возятся с различными коробочками, сумочками и кукольными домами, в то время как мальчики любят копья, ружья и машины. Девочки рисуют «домики», а мальчики рисуют «машины». Девочки, в основном, играют в куклы, а мальчики, большей частью, играют с машинами, поездами и самолетами.

Дети осознают в этом возрасте, что они разные, и это ведет к даль​нейшим размышлениям, вопросам и зависти в том числе. Сексуальные различия принимают конкретную форму, вызывая зависть к способ​ности вынашивать детей, зависть к пенису и кастрационную тревогу; они вынуждают ребенка справляться с сексуальностью и разрешать вопросы, связанные с ней. Дети создают фантазии первичной сцены, под которой мы подразумеваем первичный психический образ, типичный для каждого индивидуального ребенка, образ сексуальности и сексуальной связанности между родителями или взрослыми. Фантазия первичной сцены в основном формируется из ощущений, психических образов и переживаний, вы​званных телесной формой каждой фазы развития. Фантазия первичной сцены модифицирует репрезентации ребенка и в других отношениях тоже; она играет роль в отношении ребенка к взрослым, и позднее даже в репрезентации у ребенка или подростка природы сексуальности и любовной жизни.

Присутствие отца на этой стадии чрезвычайно важно для ребенка, поскольку оно помогает ему провести различие между объектом любви и объектом идентификации. Другими словами, отец должен знать, как использовать это восхищение для того, чтобы пробудить (и у мальчиков и у девочек) желание покинуть удовлетворяющую мать и прийти к идеализированному отцу. Девочка должна идеализировать любовь, а мальчик идентичность, как фактор, способствующий развитию. Идеализация отца, которую мать подтверждает и понимает, запускает эдипальное развитие. Ребенок приходит к идеализации отца, потому что он обнаруживает, что мать, по факту, дефектна, потому что ей нужен отец-мужчина и потому что объектом материнского желания является отец-мужчина. Сильная уверенность в том, что где-то есть что-то очень желательное, фаллос, начинается на очень ранних стадиях. Сначала он был у матери, а она думает, что это отец, который думает, что он у матери и т.д. Идеализация и идентификация крайне важны для сексуальности. Предполагается, что и детерминация сексуальной идентичности и выбор партнера происходят из этой стадии. Например, мальчик начинает настойчиво носить платья матери или других девочек в этом возрасте. Мальчик, в конце концов, получает свою маскулинную идентичность при дифференциации себя и желания его матери, отыскивая желание его отца. Девочка ищет свою идентичность, идентифицируясь с желанием своей матери.

Следует ожидать проблем, происходящих из эдипальной фазы, если мать не способна освободить ребенка от диадных отношений с ней, чтобы он мог перейти к триадным, то есть к отцу-мужчине, или если отец-мужчина не способен вызвать идеализацию, или если ранние диадные от​ношения дают чересчур много в плане удовлетворения, связывания и взаимности. Это приводит к негативному разрешению эдипальности, которое, если оно реализовано, естественно, затрудняет вхождение в следующие стадии развития и играет роль в судьбе выбора сексу​ального объекта, например, искушая человека принять асексуальный эго-идеал.

Одна из наиболее широко распространенных причин приведения маленьких детей на психотерапию — это их чрезмерно активный по​иск сексуальной стимуляции, который беспокоит окружающих ребенка людей. Ребенок может в некотором роде не понимать, что получение такого рода удовольствия — это обычно что-то, что следует прятать, или же он имеет обсессивную потребность получать ощу​щения именно от сексуальной области. В этом случае у ребенка либо было чувственное недо- или пере-стимулирование, или же он несет проблемы из ранних отношений мать-ребенок в собственной импли​цитной телесной памяти.

 

ФАЛЛИЧНОСТЬ

Ребенок защищает себя от своего малого размера, своего положения за дверью путем фалличности. Независимо от того, рассматривается ли фалличность как защита или же как нормальная, связанная с идентичностью фаза развития, ее задача — помочь ребенку справиться с эдипальным шоком, унижением и стыдом. Эдипальные унижение и стыд превращают различия — сексуальные различия и различия поколений — в символы превосходства и доминирования. Фаллическая защита нацелена на замену идеи и репрезентации реципроктности и сексуальной общности идеей и желанием превосходства и исполь​зования силы. Фалличность — это попытка справиться с внутренней фантазией сексуальных различий и различия поколений. Она помогает также оторваться от доэдипальной матери и помогает девочке, и осо​бенно мальчику, идентифицироваться с отцом, мужчиной, человеком, отдельным от матери.

Фаллическая фаза развития или фаллическая реакция имеет фундаментальное и необходимое, положительное влияние на развитие ребенка. И девочка, и мальчик накапливают на этой стадии новые переживания, которые зна​чимы с точки зрения уверенности в себе и чувства агентности. Активность как нечто хорошее, а пассивность как чрезмерная адаптация и покорность являются центральными элементами в конструировании психического мира. Мальчики находят, что им легче справляться со своей активностью путем соревнования, кто дальше писает, или игр с пистолетами, тогда как девочкам нужно искать активность с помощью либо более ориентиро​ванных на сотрудничество, либо внутренних игр. У них нет никакого шанса победить в игре «кто дальше писает», но при игре в дом мальчику часто дают роль собаки, ручной собачки или дворового пса, в зависимости от игроков и их фантазий первичной сцены.

Мы можем использовать понятие Пентти Иконена о «фаллической вселенной», чтобы обсуждать проблемы в сексуальном развитии. Чрезмерная фаллическая защитная деятельность ведет к ситуации, когда фалли​ческое удовольствие как компенсация за удовольствие реципрокных отношений становится более важным и легче доступным, чем реципрокность. Тогда презрение к утраченному, насилие и взлом границ стано​вится символами свободы и власти, и сексуальность становится скорее средством силы и власти, чем источником реципрокности и взаимности. Такой тип сексуального насилия проявляет себя во взрослом состоянии в сексуальном унижении, которое, похоже, почти автоматически связано с инцестом и войнами, например.

 

ЛАТЕНТНОСТЬ – ПЕРИОД ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО МОРАТОРИЯ

 

Латентный период поначалу считался перерывом и препятствием в сексуальном развитии. Сегодня латентный период рассматривают скорее как одну из существенных частей сексуального развития и необходимое условие последующего успеха этого развития. На этой стадии ребенок вовлекается в горевание по поводу утраты детства, по поводу того факта, что он оставлен вне пары мать-отец, что он не является центральным для общности с матерью и ее удовлетворения. Ребенок должен найти свой объект за пределами семьи. Если родители переживаются как в основном хорошие, ребенок сможет найти возможность принять эту свою исключенность и пережить облегчение и радость от любовных отношений родителей. Таким образом собственные желания обладать теряют свое всемогущество, и освобождают ребенка для ориентации навстречу новому объекту. Это на самом деле время учиться новым контактам и взаимоотношениям, время принятия и понимания. Матери и отцу разрешено иметь свои собственные, секретные отношения, а ребенок начинает искать свои собственные. Найти свою идентичность отдельно от родителей становится важным и идентифицирующим изменением на пути поиска идентичности. Даже модель для идентификации приходит извне семьи, от товарищей и других взрослых.

Хотя ребенок в латентной фазе, по видимости, оставил сексуальность родителям, она полностью не ушла из его мыслей. Сексуально окрашенные игры, любопытство по отношению к своему собственному и чужому телу, мастурбация обычны в это время, но происходят тайно, в случае девочек часто тайно даже для них самих, через игры. Мальчики все время осо​знают свой пенис и его активность. Сексуальность рассматривается как запретная или постыдная, хотя в то же самое время стимулирующая. Запреты имеют критическое влияние на развитие суперэго, и в течение латентного возраста оно фундаментально консолидируется. Начинают оформляться моральное развитие и чувство стыда и вины. Латентная фаза — время эмоционального созревания и активности.

Мастурбация играет центральную роль в латентном возрасте. У маль​чиков она продолжается без перерыва на протяжении всего латентного возраста и бывает более заметна, принята, и даже бывает совместной, хотя развитие суперэго и его жесткость устанавливают для нее какие-то пределы. Мальчики весьма конкретно знакомятся со своим вилли, с его эрекциями и активностями. Мальчики обычно еще не заинтересованы сексуальными органами девочек, если не получают мощной стимуля​ции извне, но понятие женственности и сущности женщины начинают формироваться в уме мальчика. Для девочек мастурбация более запретна и секретна; она более обычна для раннего периода латентности, и не связана автоматически с сознательной мастурбацией сексуальной об​ласти, а присутствует в виде всевозможных физических упражнений и активностей. Девочки тихо размышляют в глубине своего ума о сути собственного внутреннего пространства, о его таинстве, женственности и материнстве.

Принятие половых различий является существенным для сексуального развития. Мальчики должны отделиться от девочек и от матери, и укрепить свою маскулинность через идентификацию с отцом, через активность и независимость. Мальчики должны выдерживать соревнования, игры, выигрыш и проигрыш. В играх разрешается быть жестоким и побить женщину, так как кому-то хотелось бы разделаться с этими ведьмами тем или иным путем. Больше нет возврата в доэдипальным отношениям с матерью. Для развития мальчика проблематично, если мать продолжает обесценивать отца-мужчину и подчеркивает превосходство матери-женщины. Идентификация с матерью поедает дальнейшую возможность для мальчика выделения и обретения маскулинности.

Развитие немного отличается у девочек. Сексуальная идентичность девочки на этой стадии часто бывает бисексуальна или аналогична понятию «пацанка»; девочки готовы искать компанию мальчишек отчасти как приятелей, а отчасти, потому что им нравятся мальчики.

Девочке не нужно идентифицироваться с отцом, если это только не делается компенсаторно, для того, чтобы разорвать связь с матерью. В тоже самое время девочка расширяет свои возможности для установления своей женской идентичности. Девочке тоже нужно отделиться от матери, и мать должна отпустить девочку знакомиться с другими матерями и другими видами отношений между матерью и дочерью.

Важность сексуальности в латентный период очевидна также из того факта, что большинство случаев сексуального насилия происходит в то время, пока ребенок в латентном возрасте, либо как заманивание взрослыми, либо в результате собственных чрезмерно сексуальных игр между детьми. Защитная роль родителей даже в этом развитии важна, и явно проявляется влияние цепи поколений. Правила не защищают, если они не ограничивают.

Возникает такое впечатление, что латентность сейчас стала короче, и под​ростковый возраст вторгается раньше, чем прежде, и с огромной силой. Похоже, больше не остается достаточно времени для критически важной внутренней работы поиска идентичности и понимания сексуальности. Девочки дошкольного возраста уже озабочены своим весом и чувству​ют, что они должны контролировать прием пищи ради собственной внешности; мальчики дошкольного возраста говорят о своих мускулах и физических достижениях. С другой стороны, это вынуждает детей больше, чем прежде, иметь дело со своими чувствами и понятиями, связанными с сексуальностью. Это становится очевидно в играх детей латентного возраста, например, в том, что традиционная игра в куклы заменена куклой Барби, где внимание сосредоточено на одежде и вопросах отношений между Барби и Кеном. И точно так же традиционные игры мальчиков в приключения заменены компьютерными играми, которые часто шокируют взрослых тем, насколько они выглядят пол​ными насилия.

 

СЕКСУАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ, ПРЕДПУБЕРТАТ

 

У девочек латентность заканчивается с началом менструации. После этого ничто уже не будет прежним. Менстру​ация может стать причиной гордости, или она может быть окрашена стыдом, в зависимости от фантазий и представлений о сексуальности, женственности и материнства у данной девочки. Чувства, вызываемые менструацией, также окрашены информацией, которая дается или не дается собственной матерью девочки. В любом случае, после начала менструации девочка переходит в лагерь женского мира в собственном представлении и в уме других. Девочки могут гордо оставаться сидеть на скамейке во время урока физкультуры или со стыдом прятать свои санитарные прокладки на дно сумки во время школьной экскурсии. Даже во взаимных отношениях между девочками возникает новая нота, когда у них начинаются месячные. Их отношения с мальчиками изменяются полностью, поскольку после этого каждый мальчик может потенциально вызвать беременность. Раз в месяц внутри девочки более или менее болезненно начинается в определенном смысле новая жизнь. Сексуальность также может ас​социироваться с болью, и психические образы беременности и родов меняют свою форму. Возрастает страх проникновения во внутреннее пространство и его разрыва. Другие изменения в теле также повышают осознание того, что началась новая эра.

Для мальчиков изменение может быть не столь четко выраженным, хотя ученые задавались вопросом, действительно ли важность первых эякуляций столь же драматична для мальчиков, и насколько важен контекст и фантазия, в которых происходит эякуляция. То, что вилли вырастает в пенис, величина пениса, и его величина по сравнению с пенисами товарищей образуют основную часть содержания и власти сексуального и мужского роста мальчика. Взаимные игры мальчиков в предпубертатном возрасте включают регрессивное сравнение пенисов и хвастовство, а также регрессию на более ранние фазы психосек​суального развития.

Девочки сохраняют свою объектную ориентацию на мальчиков даже во время предпубертата — сексуальность девочек, похоже, более четко объектно ориентирована на протяжении всего их развития, чем сексуальность мальчиков. На этой стадии мальчики скорее стремятся избегать или остерегаться девочек, и их сексуальность скорее ориенти​рована в направлении ощущений, напряжения и освобождения от него. В это время совершенно конкретно появляются в зародышевой форме гетеросексуальные и гомосексуальные ориентации, и различные опыты и эксперименты явно помогают развитию, с одной стороны, идентич​ности, хотя, с другой стороны, в травматических обстоятельствах могут даже и нарушать развитие.

Бок о бок с первичной сценой в детстве и мастурбационными пере​живаниями латентного возраста постепенно развивается так называемая центральная мастурбационная фантазия, которая относится — согласно Лауферу — к подсознательной фантазии о возможности и судьбе сексу​альности, которая в течение подросткового возраста расцвечивается новыми фантазиями сексуальности, коитуса, любовной жизни и генита​лий противоположного пола. Мастурбационная фантазия редко бывает сознательной, хотя она оказывает воздействие на сексуальную жизнь юноши или девушки, либо помогая, либо вредя установлению контактов или даже попытке свиданий. Как выглядят гениталии противоположного пола, насколько они велики и как они функционируют, является пред​метом постоянного интереса.

 

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

 

Основная задача подросткового периода – освободиться от внешних и внутренних родителей и найти свою собственную идентичность, мир ценностей, сексуальную привлекательность и примат генитальности.

 

Подростковый возраст девочки

 

Как и на эдипальной стадии, во время подросткового развития сек​суальность отделяет мать и дочь друг от друга. Телесные изменения и ощущения обращают внимание девочки на ее собственное тело. Воспоминание о чувственном удовольствии, которое когда-то, в раннем детстве, во время вскармливания созда​вала забота матери, порождают гомосексуальные желания и страхи. Идентификация с телом матери и интенсивные отношения с подру​гами — которые служат развитию — вызывают тоже похожие формы давления. Девочка вступает в конфликт в отношении к своей матери и к сексуальности, и возникает вопрос, как сохранить верность матери, и в то же время быть сексуальной. Сексуальное желание отделяет девочку от матери, тогда как слишком сильная идентификация с матерью при​вязывает девочку к ее матери и к несексуальности. Роль отца крайне важна в том, чтобы оторваться от матери и проявить гетеросексуальную любовь. Позиция матери и отца в отношении сексуальности их дочери важна для будущих отношений девочки. Фантазии матери и отца и их собственный опыт свиданий и сексуальных отношений, и их собствен​ной сексуальности, даже сексуальной жизни их собственных родителей, отражается в их глазах и слышны в их тоне голоса. Своим собственным отношением к матери-дочери-женщине отец создает репрезентацию отношения мужчин к женщинам. Стремление отца защитить свою дочь и ее сексуальность вырабатывает у девочки способность и право защи​щать свое собственное внутреннее пространство и свою собственную женственность. Отец, который не ограничивает, не защищает. Плохие отношения с отцом навязывают девочке тяжкую задачу создать репрезентацию мужчины совершенно автономно от своего отца или обзавестись плохой репрезентацией мужчины.

 

Подростковый возраст мальчика

 

Мальчик пробуждается к объектной ориентации в своей сексуаль​ности позднее, чем девочка. Даже регрессия мальчика, связанная с предпубертатом, больше, и именно поэтому у мальчиков уходит больше времени на то, чтобы спасти себя от архаической матери-женщины. В течение подросткового возраста мать может даже стать помощницей в поисках подруги, поскольку девочки кажутся странными и страшнова​тыми. Даже когда собственная мужская идентичность мальчика найдена, ее удовлетворение среди девочек — дело трудное и пугающее. Страх неудачи, недостаточной величины пениса, угроза импотенции и страх стать предметом насмешек при первых попытках занимают ум мальчика. Однако массивное инстинктивное давление вынуждает его искать девочку-женщину. Гордость и радость по поводу первых сексуальных опытов велики, и о них ведутся разговоры. Даже товарищи восхищаются сексуальным героем, а отношение родителейпротиворечиво и совершенно отличается от их отношения к сексуаль​ным опытам своих дочерей. Фалличность и активность — это власть, и они, конечно же, необходимы. Сексуальность на этой стадии часто все еще сильно экстернализована, больше состоит в том, чтобы брать, чем давать.

 

О сексуальных проблемах подростков

 

Хотя сексуальное развитие, предположительно, продолжается на протяжении всей жизни человека, к тому времени, когда подросток достигает взрослости, он или она должны уже достичь своей сексуаль​ности в достаточной степени — в биологическом смысле, естественно, но также с точки зрения идентичности и развития. Это означает гени-тальный приоритет, найти собственную сексуальную идентичность в диапазоне континуума женственности-мужественности, адаптировать гендерную идентичность относительно своего окружения и опреде​литься с выборомсексуальных партнеров, то есть своего отношения к гетеро- и гомосексуальности.

Проблемы развития вызываются также чрезмерной зависимостью от идолов, полученных от своих собственных родителей, а также от сексуальности собственных родителей. Новые семьи, приемные семьи, разводы могут увеличивать психическую работу, которую в этом отношении проделывает подросток, хотя они могут, с другой стороны, даже и создать более широкий взгляд, когда подросток сталкивается напрямую с новой активной сексуальностью своих родителей, которые не могут притворяться, что сексуальность принадлежит только им. Молодые люди должны до некоторой степени суметь разрешить вопрос о сексуальности своих родителей, прежде чем они смогут от нее освободиться. Чрезмерная сексуальная активность или равнодушие к собственной сексуальности, с другой стороны, часто бывают результатом запутанной репрезентации сексуальности.

Латентный период стал короче, и подростковый возраст начинается раньше и длится дольше. Требования сексуального развития возросли, и их разрешение занимает больше времени. Мир переполнен сексу​альностью; мы можем только гадать, является ли это результатом или причиной удлинившегося подросткового возраста. Основные нарушения подросткового возраста — наркотики, надрезы на коже и нару​шения пищевого поведения — видимо, в своей основе связаны с сексуальностью, но мы не знаем, являются ли они в своей основе проблемами сексуаль​ности. Они все еще, похоже, предлагают, по крайней мере, отчасти и очень мучительным образом, возможность удлинить время молодости и сексуального поиска; по крайней мере, их можно использовать, чтобы отложить принятие окончательных решений о сексуальности.

На протяжении всего сексуального развития очевидно, что девочки явно более ориентированы на объекты и сексуальное желание, тогда как развитие мальчиков, похоже, подчеркивает разрядку инстинкта и присутствие сексуальных напряжений.

Сексуальность очень телесна, она глубока, уязвима и абсолютна. Она на​ходится за пределами досягаемости сознания и выбора; она загадочная, почти роковая. Ее развитие, по видимому, происходит в ходе смены поколений, переходя от одного опыта к другому вне пределов влияния одного от​дельного человека. Даже родители едва ли могут сознательно влиять на сексуальное развитие своего ребенка, даже если они этого хотят, и все же у родителей есть немалое влияние на сексуальность своего ребенка. Сексуальность на самом деле является собственным творением каждого индивидуума, однако никто еще не смог создать ее самостоятельно. Непостижимость сексуальности заставляет ощутить смирение даже в психотерапии, и вылечить сексуальные проблемы, возможно, труд​нее всего; сексуальность остается скрытой от терапевта всего долее, а внутреннее пространство женщин остается тайной на протяжении всей терапии. Мы можем изучать и поддерживать сексуальное развитие человека, но с таким же успехом мы можем забыть о том, чтобы убрать симптом или «вылечить» его. Сексуальность есть внутренний мир каждого отдельного человека; этот мир полон жизни и интересен, однако скрыт и всегда запутан.

 

 

 

 

Доклад был прочитан в 2006 году в Рабаце, публикуется с любезного разрешения автора.

Leena Klockars

CHILD and ADOLESCENT SCHOOL in RABAC, OCTOBER 2006.

 

Перевод Абрамовой С.В.

 

1 Автор использует принятые в скандинавской культуре слова, обозначающие гениталии, которые употребляю взрослые в разговорах с детьми: вили и фанни, т.е. willy and funny ( прим.пер)