«ЗАВИСТЬ И ВОЗМЕЗДИЕ»

10_05_2019

ЮЖНО-РОССИЙСКОЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

проводит вторую ежегодную психоаналитическую конференцию

28 сентября 2019 г.
г. Ставрополь

«ЗАВИСТЬ И ВОЗМЕЗДИЕ»

Зависть – одно из самых отвергаемых чувств практически в любом обществе. Это — энергия, которая находится в центре жизни человека в качестве существа социального; она возникает, как только два индивида начинают сравнивать себя друг с другом.
«Меня не любят вещи. Мебель норовит подставить мне ножку. Какой-то лакированный угол однажды буквально укусил меня. С одеялом у меня всегда сложные взаимоотношения. Суп, поданный мне, никогда не остывает. Если какая-нибудь дрянь — монета или запонка падает со стола, то обычно закатывается она под трудно отодвигаемую мебель. Я ползаю по полу и, поднимая голову, вижу, как буфет смеется» — говорит о себе герой книги Ю. Олеши, его внутренний мир переполнен завистью к тому, кто может получать удовольствие от жизни: «Он поет по утрам в клозете. Можете представить себе, какой это жизнерадостный, здоровый человек», — продолжает он, описывая своего визави.
Чтобы скрыть это чувство от себя и других, завистник часто облекает зависть в форму добродетели, справедливости и негодования, утверждая, что личные качества и способности объекта его зависти – выдумка и что он добился обладания своими благами недостойным путём и требует «справедливого» возмездия. Зависть, испытываемая большими социальными группами, может иметь гибельные политические и социальные последствия. Ксенофобия, погромы, бунты, терроризм, геноциды, войны – ядром любого из перечисленных ужасов является зависть, претворенная в возмездии.

У понятия «зависть» в психоанализе довольно длинная история. Концепция зависти постоянно претерпевала эволюционные изменения, и всякий новый подход вызывал бурю эмоций и противостояний, как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны обывателя. Осмысление понятия началось с «зависти к пенису» (Фрейд) и «оральной зависти» (Кляйн). О ней размышляли Абрахам, Розенфельд, Ривьер, Сигал, Хиншеллвуд и многие другие. Лакан подчёркивал отличие зависти от ревности, поскольку завистник не в состоянии использовать то, в чём завидует другому, то есть по сути, связывал зависть с чужим удовольствием из-за неспособности испытывать собственное.

На конференции будут представлены доклады, мастерские, семинары, супервизии и дискуссии. В настоящее время идет наполнение программы конференции.

Заявки на проведение мастерских или семинаров присылайте в Программный комитет:
vlad_ermak197220@mail.ru
svigabramovy@gmail.com