Сериков Г.В.
ЮФУ (Ростов-на-Дону)
Автор делает попытку анализа стратегий презентации, построения «образов» психоаналитическ
Ключевые понятия: история психоанализа в России, критика фрейдизма в 60-е,-70-е годы, стратегии презентации, построения «образа» психоанализа для советского читателя.
Как констатирует Л. Грэхэм в работе, посвященной анализу развития советской науки: «фрейдизм после довольно непродолжительно
Итак, существование психоанализа в нашей стране было прервано, в то время как на Западе он успешно развивался, проникая в различные области знания о человеке. Это вызывало еще большую настороженность, неприязненное отношение со стороны официальной советской науки. В дело пускались уже проверенные, испытанные временем направления критики любого западного научного направления немарксистской ориентации. В таких случаях необходимо было с точки зрения марксизма-ленини
В этой связи у тех, кто получал высшее, в том числе психологическое образование, скажем, в 70-е годы складывался иногда очень странный «образ» той или иной критикуемой теории, доктрины, писателя и т.п., поскольку основу представлений составляли чужие мнения, а не свои собственные суждения. Все это в полной мере относится и к психоанализу. (Об этом с горечью написал Л.А. Радзиховский: «Мы критиковали со «стороны». Критиковали то, что в лучшем случае знали из обзоров, что сами не выстрадали, не сделали своими руками, чего по-настоящему просто не знали» /14, с.101/.
Конечно, не следует полагать, что все советские авторы, на самом деле полностью соглашались с тем, что писали. Неизбежно, у каждого из исследователей возникали свои отношения с учением Фрейда, что, несмотря на жесткие идеологические установки, осознанно или неосознанно влияло на «презентацию» его образа читателю. Да и работы были разные. Их можно было бы рассматривать в историческом плане – по времени появления, пытаясь связать их особенности с теми или иными идеологическими установками, политическими событиями, по глубине, степени обобщения, философского осмысления и обоснованности критики, по тому являлось ли это основной темой (что предполагало «сосредоточение огня» именно на психоанализе) или же работа была посвящена вообще критике буржуазной идеологии и т.п.
Иными словами, было бы неплохо подробно описать особенности всех тех «образов» психоанализа, которые были представлены в работах советского периода и «генеральные линии» критики, однако эта задача потребовала бы много времени, чтобы «перелопатить» стопки книг, брошюр, многие из которых теперь имеют чисто «макулатурно-ист
Анализ ряда наиболее характерных работ, изданных в советское время /1-4,7,8,10-12, 15-17/, показал следующие наиболее распространенные «варианты презентации», создания представления о психоанализе, его «образа».
Во-первых, представление его как полностью ошибочного учения, обесценивание его содержания с упором на отсутствие чего-либо принципиально нового, идеологически «заряженная» критика его с позиций истмата и диамата, с отнесением к вредоносным буржуазным теориям. В такого рода работах, обычно, критика преобладает над каким-либо изложением содержания. Психоанализ и его ответвления предстают в виде заблуждений, учений, авторы которых не видят вполне очевидных вещей, не понимают давно известных диалектико-матер
Вариант второй – когда, несмотря на критические замечания и обвинения, авторы все-таки более или менее подробно излагают содержание работ З. Фрейда, анализируют его идеи и вводят читателя в проблемное поле психоанализа. В таких случаях выручает слово «якобы» и оборот «по Фрейду» («творческая деятельность это якобы сублимация», «бессознательное по Фрейду это …» и т.п.), что само по себе создавало впечатление критического отношения.
Эта позиция позволяла авторам донести, хотя бы в редуцированном виде, до читателя само учение и поэтому, ретроспективно, кажется более или менее приемлемым компромиссом. В этом случае у читателя, приученного не обращать внимания на привычные идеологические акценты и лексические ухищрения, мог возникнуть интерес к самому исходному материалу и желание при случае познакомиться с ним без посредников, а сам психоанализ представал чем-то заманчивым и запретным.
Третий варианта – это создание образа психоаналитическ
Четвертый вариант создаваемого «образа» психоанализа связан с периодом «возобновления диалога», когда на первый план выходит, реализованная в ряде публикаций, стратегия, направленная на то, чтобы «не отдавать бессознательное на откуп фрейдизму».
При этом на философском уровне обсуждалась проблема таких понятий как «неосознанное, бессознательное и «подсознательное
Для этого обратились к теории Узнадзе и теории неосознаваемой высшей нервной деятельности Ф.В. Бассина /2/.
Поворот к некоторому диалогу, несмотря на всю идеологически заряженную критику, все же, создавал у читателя образ психоанализа как учения обладающего эвристической ценностью, поскольку его так тщательно обсуждают, подчеркивая важные догадки и находки.
В качестве причин, по которым стал, наконец, возможен диалог советских исследователей с учеными, придерживающимис
1)достижения советской психологии в создании своего собственного концептуального подхода к проблеме бессознательного и, тем самым, признание ее актуальности;
2)эволюционные преобразования психоаналитическ
3)«выявление весьма широкого круга областей знания, тормозимых в своем развитии отсутствием разработанных представлений о природе и закономерностях неосознаваемой психической деятельности» /3, с.29/.
Таким образом, взгляды на психоанализ постепенно претерпевали изменения в сторону большей толерантности, а его образ в глазах читателей приобретал не только чисто отрицательные, но и ряд положительных черт. Меньше всего хотелось бы обвинить отечественных исследователей в непоследовательн
Так, в 1958г. Ф.В. Бассин в одной из журнальных статей подчеркивает ошибочность методологии фрейдизма, его приверженность к идеям механистического и физиологического порядка, псевдонаучность всей созданной Фрейдом системы и «превращение теории психоанализа в одну из наиболее реакционных современных буржуазных социологических и философских концепций». И еще, там же: «психологической проблеме неосознаваемого и физиологической проблеме участия подкорковых образований в процессах высшей нервной деятельности на протяжении многих лет придавалась методологически искаженная, идеалистическая, псевдонаучная трактовка. Наша задача, разрушив эту трактовку, сохранить обе проблемы для научного анализа и дать их разработку на основе понятий, у которых с категориями фрейдизма принципиально не может быть ничего общего» /2, с.148-149/.
Проходит время и Ф.В. Бассин, А.С. Прангишвили и А.Е. Шерозия признают, что допускалась недооценка значения произошедших в теории психоанализа серьезных эволюционных изменений, заявляют о том, что те доводы, которыми руководствовалас
Итак, можно сказать, что прерванный, подвергнутый отрицанию психоанализ породил в советской критической литературе несколько вариантов его презентации для читателя, ярых противников, осторожно интересующихся, сочувствующих, скрытых сторонников. Да иначе и быть не могло. Поскольку психоанализ «принципиально не совместим с марксизмом» в работах обязательно присутствовала критика, часто выхолащивающая само содержание учения З. Фрейда. Но, еще раз подчеркиваю, не все критики были на одно лицо. Хорошо об этом периоде написал в конце 90-х М.Г. Ярошевский: «В течение ряда десятилетий идеологического и административно-
Интересен сам момент «полного поворота» к психоанализу, знаком которого, на мой взгляд, послужила статья Л.А. Радзиховского: «Теория Фрейда: смена установки», для оценки которой хорошо подошло бы слово «покаяние» /14/. Вполне закономерно, что когда через год после этого в свет выходит книга К.Е. Тарасова и М.С. Кельнера: «Фрейдомарксизм о человеке» – появляется крайне критический отзыв под ироничным названием «Новый разгром фрейдизма, или голос из прошлого», в котором автор, Г. Гильбо с возмущением пишет: «сегодня, когда время действительно изменилось, когда появилась, наконец, возможность говорить правду и давать адекватные оценки, – сегодня в свет выходит книга, со страниц которой пахнуло на нас не только гнилым ветром застоя, но и кровавым отсветом деборинских ярлыков» /5, с.172/.
В этой связи интерес представляет современная ситуация, ситуация после. Складывается такое впечатление, что сейчас психоанализ неприлично критиковать, так же как раньше (в 60-70гг.) его было опасно хвалить.
Большинство работ, учебников по психоанализу, издаваемых отечественными авторами не содержат вообще каких-либо замечаний, спорных философских, методологических моментов, которые когда-то так горячо обсуждались.
Разумеется, «ностальгии» по той критике, которую мы имели в 60-70-е (и позже) у автора данной статьи нет. Вопрос ставится по-другому. Неужели все те возражения, что когда-то выдвигались известными советскими философами и психологами полностью обесценились, «критика не выдержала критики» или все же, что-то наиболее ценное необходимо удержать для более полного осмысления достоинств и ограничений психоанализа, дальнейшего самостоятельного развития психоаналитическ
В 1988г. М.Г. Ярошевский достаточно осторожно написал: «Фрейд возвращается к нашему читателю. Из этого, естественно, не следует, что негативное отношение к нему должно уступить отныне апологетическому
Во временном аспекте отношение к психоанализу в России можно представить в виде маятника, совершающего колебательные движения. То, что мы имели раньше – это верхняя «негативная» точка его движения, то, что имеем сейчас – крайняя «позитивная».
Возможно, это объясняется не только «гиперкомпенсаци
Историкам отечественного психоанализа еще предстоит в полной мере отрефлексировать
Интерес представляет также проблема «челночного анализа» изнутри, воспоминания самих людей, проходящих такой прерывно-непреры
ЛИТЕРАТУРА
1. Афасижев М.Н. Фрейдизм и буржуазное искусство. М.: «Наука», 1971. – 128с.
2. Бассин Ф.В. Фрейдизм в свете современных дискуссий. Вопросы психологии №6, 1958. – С.140-153.
3. Бассин Ф.В., Прангишвили А.С., Шерозия А.Е. К истории и современной постановке вопроса /Бессознательное
4. Вольперт И.Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. Ленинград, изд-во «Медицина», 1966. – С.43-86.
5. Гильбо Е.В. Новый разгром фрейдизма, или голос из прошлого // Вопросы психологии №3, 1990. – С.171-172.
6. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: Политиздат, 1991. – С.215-217.
7. Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках «истины», М.: Мысль, 1974. – 144с.
8. Клеман К.Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа, М.: Прогресс, 1976. – 282с.
9. Лейбин В.М., Овчаренко В.И. Психоаналитическ
10. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М.; Политиздат,1977. – 246с.
11. Мансуров Н.С. Современная буржуазная психология (критический очерк), М.:Соцэкгиз,1962
12. Михайлов Ф., Царегородцев Г. За порогом сознания. М.: Госполитиздат, 1961. – 112с.
13. Овчаренко В.И. Российский прикладной психоанализ в реальных и потенциальных измерениях//Симп
14. Радзиховский Л.А. Теория Фрейда: смена установки//Вопро
15. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциальног
16. Сумма психоанализа. Т. 8. – 180с. (Электронный ресурс: http://www.psych
17.Уэллс Г. Павлов и Фрейд.. М.: Изд-во Иностранная лит-ра, 1959. – С. 5-31, 285-604.
18.Ярошевский М.Г. Возвращение Фрейда//Психолог
19.Ярошевский М.Г. Психоанализ как культурно-истори
Статья опубликована:
Сериков Г.В. «Образы» психоанализа в советской критической литературе // Северо-Кавказски